на главную
25.01.2019

Штучный товар: как устроен нишевый туризм

Мастер-классы на выезде

«Успешных нишевых направлений много — йога-туры, ретриты, гастрономические путешествия, танцевальные туры, — говорит директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. — В России они тоже есть: беговой фестиваль Rosа Run на горном курорте "Роза Хутор", проект "Гонка героев", квесты, которые основатели "Клаустрофобии" проводят для своей аудитории в разных городах».

Главный секрет успеха таких туров — люди едут за тем, что они любят. «Я продаю счастье, — говорит фотограф и организатор фототуров Павел Оськин. — Счастье — это то, как устроен наш каждый день. Мы общаемся, дегустируем вино, едим в прекрасных ресторанах, заглядываем в дома моих друзей. Участники говорят: всего десять дней, а как будто прожил маленькую жизнь». Для самого Павла все началось с фототура в Непал, организованного Дмитрием Шатровым. «Я был вдохновлен самим форматом путешествий: когда десяток таких же фанатиков, как ты, собираются вместе, каждое утро встают на рассвете, не пропускают ни один закат, мерзнут, делятся идеями», — рассказывает Оськин. Вернувшись из Непала, он решил организовывать фототуры сам и за восемь лет свозил в самые разные места — от Исландии до Новой Зеландии — около пятисот любителей пейзажной фотографии.


© FACEBOOK.COM/GROUPS/PHOTOTOUR.TRAVEL


Возможность отправиться куда-то с единомышленниками кажется очень важной и художнице Светлане Румак, устраивающей арт-туры с мастер-классами по акриловой живописи. «Нам, творческим людям, потратить полдня в квартале с чумовыми граффити интереснее, чем побывать на скучной обзорной экскурсии, — рассказывает она. — Встреча с местным художником, потом посещение галереи и музея — не каждый выдержит такой формат досуга, а мы можем этим заниматься часами. Когда художники делают туры для художников — это уникальный способ получить от поездки максимальный вау-эффект».

В новом формате

По оценке Константина Гаранина, уже в ближайшем будущем аудитория креативного туризма (фототуры, пленэры, образовательный туризм и подобное) внутри страны достигнет нескольких миллионов туристов в год. Чтобы создать успешный тревел-проект, необязательно быть фотографом или художником — иногда достаточно удачной идеи. Например, четыре года назад Юлия Савицкая и ее муж Антон Гураков придумали формат «девичников» — Girls in Travel, и стали продвигать его в Instagram. Все получилось: сейчас они проводят 30 девичников в год, а начиналось все с пяти.







 1

 из
 3

 

Участницы тревел-девичника у пагод Мингун-Пайя и Синбьюме-Пайя в Мингуне, Мьянма© INSTAGRAM.COM/GIRLSINTRAVEL





«Мы занимаемся йогой, ходим на кулинарные курсы, исследуем городские лабиринты и храмы, долго завтракаем в уютных кафе, не забываем про шопинг, заглядываем в секретные дворики, пьем вкусный кофе и просто много смеемся, — рассказывает Юлия Савицкая. — Мы с Антоном долго готовимся к каждой поездке, ищем секретные места, интересных гидов, необычные отели, классные рестораны, сами все пробуем. А самое главное — мы даем девочкам возможность две недели побыть собой, не думать о мужьях, детях, бойфрендах». В их списке предложений только экзотика вроде Кении, Патагонии или Эквадора. «Мы хотим приключений и ощущения, что ты на другой планете. Поэтому и выбираем страны, которые с первого шага бьют по голове», — объясняет Юлия.

С еще большей бескомпромиссностью к идее найти новый формат подошли основатели проекта Mamont Camp Ксения Чилингарова, Анатолий Цоир и Фредерик Паулсен. Их цель — дикие, нетронутые места и заповедники, например, Северный полюс, плато Путорана, Шантарские острова, Антарктида и Кольский полуостров. «Наши экспедиции — это способ бросить себе вызов, испытать себя на прочность. Уже не говоря о том, какую невероятную красоту ты видишь по пути впервые в жизни», — рассказывает Ксения Чилингарова. Впрочем, аскетичными эти путешествия назвать тоже нельзя, хотя бы потому, что вместе с группой всегда едет шеф-повар, который готовит блюда высокой кухни.












 1

 из
 8

 

© CHOOSEADVENTURE.RU





Необычный — с благотворительным уклоном — формат нашли супруги Евгения Живалева и Эрман Вивье. Восемь лет назад они придумали проект Unravel Surf Travel и начали возить небольшие группы в два региона ЮАР и соседний Мозамбик. Программа разнообразная: серфинг, йога, экскурсии, посещение национальных заповедников, сафари и — что самое интересное — участие в благотворительной программе для детей из трущоб The Surfer Kids. «Развитие путешествий с концепцией социальной ответственности — достаточно новый тренд, — говорит Евгения Живалева. — Люди стали задумываться, куда именно уходят их деньги. Участвовать в проектах поддержки местных жителей из неблагоприятных районов — это тоже саморазвитие».

Время есть

Живущая в Алма-Ате грузинка Хатия Хурция решила основать проект Let’s visit Georgia, когда поняла, что тратит слишком много времени на бесплатные консультации о том, чем заняться в ее родной стране. «За последние пять лет Грузия стала очень популярной. Причем сейчас модно не просто приехать в Грузию, но привезти с собой огромное количество друзей и гостей, — рассказывает Хатия. — Самые частые поводы — девичники, дни рождения и свадьбы». Сначала в ее команде было три человека, сейчас уже 25. Специализация широкая — от гастрономических туров до экстремальных, и даже проведение семинаров.

Как одно из популярных направлений у россиян Грузия часто становится плацдармом именно для гастро- и этнотуров. Их большой плюс — отсутствие сезонности.







 1

 из
 3

 

Грузинские национальные блюда: хачапури по-аджарски, хинкали, пхали из шпината, баклажан с орехами, долма, бажи (курица в ореховом соусе). Соусы: мацони (к долме), сацибели, ткемали© МАКСИМ КРЫСАНОВ





«Считается, что пик сезона в итальянском Пьемонте приходится на осеннюю трюфельную охоту, но местные виноделы и сыровары всегда готовы общаться с туристами. И в испанскую Андалусию, знаменитую своими хересами, хамоном и тапас-барами, лучше наведаться в прохладное время года, летом там слишком жарко», — говорит гастрономический журналист и писатель Анатолий Гендин. Благодаря многолетнему опыту в жанре Food, Wine & Travel, он разрабатывает эксклюзивные гастротуры для маленьких туристических групп и сам их сопровождает. «Качественный рынок у нас только формируется, реальной конкуренции практически нет, — говорит Гендин. — Начали проявлять инициативу наши соотечественники, освоившиеся в новых странах: они предлагают россиянам ознакомительные гастротуры».

Один из таких проектов — бюро историко-гастрономических путешествий «Короли и капуста». Его основали три года назад Полина Фомина и Ольга Караськова, петербурженки, последние десять лет живущие в Париже. «На двоих у нас три профессии — историк, антрополог и искусствовед, плюс солидный рабочий опыт: у меня в журналистике и экскурсиях, у Ольги — в научной деятельности и преподавании.


© INSTAGRAM.COM/KOROLI.I.KAPUSTA


В какой-то момент нам обеим надоел офис и захотелось больше свободы и самостоятельности», — рассказывает Полина Фомина. У бюро, продвигающего себя только в инстаграм-аккаунте koroli.i.kapusta, уже есть проверенные хиты: «Средневековая Бельгия», «Голландия Золотого века», «Замки Луары в эпоху Возрождения». Из новых предложений — «Бургундия», «Импрессионизм в Нормандии». Концепцию бюро Полина формулирует так: «Мы любим, когда далекая история становится живой и по возможности съедобной».

Знай свою нишу

Учитель Тамара Эйдельман начала с того, что создала на фейсбуке группу «Поехали в Испанию!» и стала заниматься культурным туризмом, стараясь объединить просветительскую программу и приключения. «Мы приезжаем в Мадрид, посещаем Прадо и другие музеи, а потом, например, отправляемся в Чеку — чудесную деревню в горах. Все путешествие — одна большая экскурсия, которая сопровождается моими лекциями по истории Испании», — рассказывает Тамара. Постепенно география поездок расширилась: за Испанией последовали Монголия, Стамбул и Каппадокия. Оказалось, что спрос на культурный туризм, не ограничивающийся обзорными экскурсиями по городу, довольно высок.







 1

 из
 3

 

Гран-виа, Мадрид© SEANPAVONEPHOTO





Авторский подход и личное отношение — вообще одни из главных элементов успеха. Основатель проекта «Заповедные железные дороги» Михаил Кончиц, например, сначала сделал сайт, который работал как энциклопедия железных дорог и вокзалов. Но, оценив интерес к теме, стал организовывать туры в глубинку. Сейчас его компания обслуживает 800–1000 человек в год. «Мы раскрываем культурный код регионов России через комфортный и эмоционально насыщенный отдых. Это необязательно именно железнодорожные путешествия — у нас есть, например, туры к астраханским лотосам и арбузам или в Териберку, — рассказывает Кончиц. — Что любопытно, после наших посещений местные жители начинают больше ценить свой край».


© RUSBESTRAILWAYS.RU


Наконец, значительный сегмент нишевого туризма — йога-туры со своим контингентом участников. «Это люди, которые уже занимаются йогой, они отправляются в путешествие для саморазвития и повышения самодисциплины. Такой тур предполагает следование определенному расписанию: это и утренние медитации, и хатха-йога, и даже беседы о здоровом образе жизни», — рассказывает сертифицированный преподаватель хатха-йоги и виньяса-крамы Ульяна Агалакова. Она уже десять лет несколько раз в год организует йога-туры в уединенные места с удобными площадками для практики. «Люди меняются в таких ретритах, — говорит Ульяна. — Они дают больший эффект, чем занятия в городе в повседневной жизни. Результат виден сразу: довольные лица, подтянутые фигуры, осознанность в глазах и тишина внутри».   

https://style.rbc.ru/impressions/5c3616429a79472121ef2f9d


© 2006-2019 Бюро путешествий «6 Звёзд»
Москва, Кадашевская наб, 6/1, стр.3, офис 32
Электронная почта: info@6stars.ru
Разработка сайта «Пиксель Плюс»